“Я громадянин суверенної держави з відчуттям, ніби з мене тільки що поржали…”
С началом полномасштабного вторжения украинцы стали жить в параллельных реальностях. В одной из них дети отдают военным деньги, подаренные им на день рождения; пенсионеры откладывают средства из 3000, полученных от государства, чтобы приобрести на фронт дрон; а каждый сознательный гражданин пытается донатить на сборы хотя бы гривну, потому что осознал, что малой помощи не бывает. А вот в другой – вопрос войны несколько нивелируется, ведь средства с большим удовольствием тратят на местные нужды: дороги, стадионы, площадки и брусчатки. Понятно, что так долго продолжаться не могло: в конце концов, у украинцев из первой реальной реальности лопнуло терпение.
Митинги во время военного положения
Вообще митинги, мирние собрание или любое другое скопление населения во время военного положения не приветствуются. Понятно: и из-за вопроса безопасности – а вдруг именно туда враг поразит ракетой, и из-за политических убеждений – и так беды в стране хватает, зачем еще и ситуацию внутри обострять? Поэтому с февраля 2022 года украинцев, соответственно и ровенчан, неоднократно предупреждали: массовые мероприятия, в том числе и митинги или так называемые акции протеста, проводить не желательно вообще, но если дело до них дошло, то их организация возможна только при письменном согласовании. Поэтому первые месяцы об общественных выступлениях и речь не шла.
Но впоследствии появились и другие объяснения: мол, люди все же могут собираться на митинги, но только мирные — без оружия и с предварительным согласованием с органами местного самоуправления. Следовательно, на втором году полномасштабного вторжения волна акций покатилась по всем городам Украины. Не осталось в стороне и Ровно.
Что положило начало митингам в Ровно?
Брусчатка – вот что стало одной из последних капель терпения ровенчан. Именно тогда к абсолютному большинству пришло понимание того, что пока военные и волонтеры месяцами не могут закрыть сборы на дроны, автомобили и другие необходимые на фронте вещи, в городе не имеют никакого морального права выделяться десятки миллионов гривен на благоустройство дорог. Но почему-то осознали это не все… И самое ужасное было то, что это не осознавала власть, которая и выделяла средства не на то…
Так брусчатку, которая сделала наше Ровно известным едва на всю страну (даже президент Владимир Зеленский в своем традиционном обращении этот вопрос как-то поднимал, помните?) начали укладывать на тротуарах города в 2022 году. Если даже пропустить сквозь уши факт, что часто делали это в местах, по крайней мере на первый взгляд совершенно не нуждающихся в ремонте, то вот на то, что во время полномасштабного вторжения всем однозначно не до брусчатки не обратить внимание ну никак не удастся. Иного мнения придерживался тогдашний городской голова Ровно Александр Третяк. Он был уверен: поскольку проведение подобных работ было запланировано раньше, а деньги уже приобрели статус «Выделенные», то не нужно откладывать дело на потом. Поэтому в заключении 55 миллионов гривен все-таки пошли на ремонт 30 участков тротуаров в Ровно, а не на дроны или автомобили, которые могли бы использовать военные в Бахмуте или на Херсонщине, например.

Затем к брусчатке подключился еще и капитальный ремонт одной из улиц города. В Ровно определенный круг решил, что без расширенной проезжей части на Чорновила, несколькослойного асфальтирования там, ливневой канализации, обустроенных дождеприемных колодцев и тротуаров победа Украины в войне просто не наступит. Так что без колебаний выделили 97 миллионов 770 тысяч гривен на все вышеперечисленные процессы. Да, на ремонт, не на принадлежности для военных.

Дальше был не один сканадальный тендер — в частности, на обустройство админпомещения на улице Казимира Любомирского хотели расходы примерно 9 миллионов гривен. Были покупки маршруток для Ровно. И в заключении были митинги.
Кончилось терпение
Впервые жители вышли на мирные акции протеста осенью 2023 года. Чаще всего приобщаются к ним те, кому вопросы нерационального распределения средств болит больше всего, то есть родные военных; те, кто знает, что можно накупить за выделенные на брусчатку миллионы, то есть волонтеры; и просто те, кому не безразлично, то есть рядовые жители, которые переживают за будущее Украины.
Организовав такие митинги во время действия военного положения, ничего противозаконного участники не делают: только выходят к стенам Ровенского городского или областного советов, чтобы напомнить местным властям, что в приоритете сейчас не благоустройство населенного пункта, а жизнь наших военных. И оружие с собой иметь — упаси Боже, вместо нее у ровенчан слова. А также плакаты – подписи на них в стиле украинцев – правдивые, острые и пронизывающие:
- «Діліть бюджет так, ніби на нулі ваші рідні»;
- «Коли діти донадтять, влада кладе бруківку»,
- «Нам потрібна зброя, а не стадіони»,
- «Яка різниця, чи відремонтована вулиця, якщо по ній везуть загиблих Героїв»,
- «Наші гроші – нашій армії»,
- «Скільки життів ви вкатали у бруківку?».


Фото: “Суспільне Рівне”
Делали все это жители с одной целью: чтобы демонстративно выразить просьбу от имени всего украинского общества направлять максимальное количество средств не на дороги, стадионы и брусчатки, а на нужды наших защитников. Не подумайте, делали они это не раз: длительный период времени горожане выходили на митинги каждую субботу.
Реакция властей
И, к счастью, все это не зря. Ведь в свое время митингующих поддержал сам секретарь Ровенского городского совета, который, к слову, с сентября 2023 исполнял обязанности и мэра города, Виктор Шакирзян. Мол, понимает, что является главным во время войны и полностью согласен со всеми требованиями, предъявляемыми участниками акций перед местными властями. Но говорить можно много, так же, как и обещать первое, второе да еще и компот, но все мы хорошо знаем, что когда все доходит до дела, то пыл в большинстве случаях почему-то исчезает. Поэтому жители выходили на митинги и в дальнейшем, ожидая воплощения громких заявлений в жизнь.
И лед таки скрещен, ведь тогда на сессиях горсовета начали больше внимания уделять именно вопросам военной тематики. Так, на одной из них выделили более 12 миллионов гривен на помощь защитникам, в частности на закупку дронов и медицинского оснащения для раненых бойцов. Не 50 миллионов на брусчатку, но все же движение в правильном направлении, согласитесь.
Также с началом проведения митингов в Ровно параллельно появились и рассказы о выделенных для военных средствах. Так общественности стало известно, что из городского бюджета на расходы, связанные с вопросами обороны, было выделено почти 370 миллионов гривен: 55 на субвенции для подразделений ВСУ и приобретение необходимых им вещей и 150 — конкретно на нужды обороны Ровенщины — помните, что на севере у нас тоже довольно неоднозначный сосед, так что на поготове быть должны.
А еще — митинги положили конец (по крайней мере на время) бессмысленным тендерам в Ровно. Так местные власти разрушили планы руководства Управления капитального строительства, остановив выделение 9 миллионов гривен на ремонт какого-то там административного помещения на улице Казимира Любомирского. Кому оно, интересно, было нужно? Уже, к счастью, не важно.
Чего не скажешь о бюджете Ровно на 2024 год, потому что это как раз важно. Не знаем, из-за наличия головы на своих плечах или все же из-за голоса горожан, которые не побоялись выйти на митинги во время, когда действует военное положение, но бюджет утвердили с учетом требований участников мирных акций: он будет ориентирован на поддержку Вооруженных Сил Украины .
Что греха таить: мирные акции (или громкие протесты?) в Ровно результат дали. Остается только верить, что они будут долговременными, а не наоборот, ведь пока военные за нас стоят там, мы должны стоять за них здесь.