Сначала их просто дискриминировали. Потом начали ограничивать: туда не ходить, того не делать, с тем не видеться. Но самое страшное ждало впереди, потому что в конце концов их принялись убивать, безжалостно расстреливая каждого и каждую.
Такова, если коротко, одна из самых трагических страниц жизни еврейского народа, какой изживали с земли фашисты. Геноцид длился годами, проходил он и на территории Ровно, в частности. О жизни евреев в нашем областном центре во время немецкой оккупации и истории массового убийства представителей этого народа — в материале далее на yes-rivne.com.ua.
Почему нацисты ненавидели евреев?
Немецкие нацисты евреев ненавидели – ненавидели откровенно всех без исключения. И даже имели на это свои причины, которые диктовала тогдашняя политика расового антисемитизма — такое мировоззрение, по которому человечество делилось на высшие расы и более низкие. Высшим, очевидно, считались немцы, низшие, предсказуемо, евреи. Последних, согласно фашистской политике, не просто разрешалось, а нужно было в обязательном порядке пренебрегать и вообще уничтожить. Все для того, чтобы избежать случайной смеси “чистых” кровей с еврейской…
Базировалась ли на чем-то эта чушь? Нет. Но верили ли в нее? Очевидно, что да, потому что именно из-за политики расового антисемитизма впоследствии и погибли миллионы человек — миллионы ни в чем невинных лиц, которых убивали только потому, что они представители еврейского народа.
Евреи в Ровно

Раньше в нашем областном центре проживало действительно много евреев. Так, например, к началу Второй мировой войны их численность равнялась почти 50% всего населения города. А в 1941 году количество представителей еврейского народа в Ровно вообще возросло примерно до 70%, ведь многие из них с началом боевых действий в Польше эвакуировались на восток, то есть в Украину.
И все было бы ничего, если бы немецкие захватчики не оккупировали и Ровно. Следовательно, с 28 июня 1941 года жизнь евреев, проживавших в нашем городе, фашисты начали постепенно превращать в ад. Стартовали с самого маленького — всяческих запретов что-то вроде не выходить на улицу в определенные захватчиками часы или не покупать продукты в магазинах, где затаривались немцы. Но простых ограничений им было мало, поэтому решили создать в Ровно гетто.
История создания ровенского гетто

Гетто – это отдельные районы города, специально отведенные для принудительного поселения групп людей определенного происхождения – еврейского, если говорить о конкретных случаях времен Второй мировой войны. Создавали их не просто потому, что кто-то захотел этого непосредственно на местах, чтобы удержать, например, дисциплину, нет. В сентябре 1941 года Эрих Кох издал соответствующий приказ, в котором говорилось об обязательном создании гетто во всех населенных пунктах, где число евреев превышает 200 человек. Но если в селах проживал даже один представитель этого народа, то, поверьте, в покое его не оставляли — принудительно переселяли в то место, где численность евреев была достаточной для запланированного. Так что страшно даже представить, какое в заключение вышло число этих гетто…
В ноябре 1941 года дошел черед и до Ровно. Сразу после страшной трагедии в Сосонках, когда немцы расстреляли более 17 тысяч местных евреев, оккупанты приступили к созданию ровенского гетто, но обороты этот процесс набрал через месяц — в декабре. Выглядело все так, что фактически всех евреев, кроме представителей некоторых профессий и членов юденратов (они получили разрешение переехать в указанное место несколько позже – в феврале 1942 года), переселяли из собственных домов в расположенные в наиболее бедных кварталах города. В Ровно это был район между железнодорожными путями и пивзаводом – современные улицы Дорошенко, Коцюбинского и Пирогова. Поэтому и говорят, что «грохот поездов и вагонов стал спутником жизни пленников гетто».
На самом деле все это сюрреализм еще тот, потому что немцы заставляли покинуть свои дома и тысячи евреев, и тысячи местных ровенчан соответственно — такой себе обмен хатами выходил. И все только для того, чтобы иметь возможность контролировать и издеваться над каждым из представителей еврейского народа, которых нацисты ненавидели сердцем и душой.
Условия жизни евреев в ровенском гетто

5 403 человека. Именно таково было максимальное количество евреев, проживавших в ровенском гетто. Хотя «проживали» в этом контексте употреблять неуместно, подходящим будет слово «выживали».
Чтобы сохранить свою жизнь, люди должны были обязательно стать полезными для оккупантов, то есть работать. Именно занятость на производстве выдавалась тогда для евреев единственной вещью, которая могла бы спасти их от смерти, поэтому все в прямом смысле этого слова рвались на работу в мастерские, которые создали на территории гетто. И не важно, что за это нацисты фактически не платили: мол, вознаграждением для такой рабочей силы является факт, что немцы им вообще разрешили работать на себя. Более того: оккупанты не просто не выдавали евреям заработанные деньги, а забирали средства себе. И, что абсурднее всего, делали это якобы законно, заставив людей платить отдельный налог за национальность – так называемый “жидовский налог”…
Контролировали немцы и питание евреев. Хотя какое питание, если это скорее было морение голодом. В Ровно администрация Райхскомиссариата и так утвердила лимиты, сколько и чего могут съесть местные за неделю. Например, хлеба разрешалось не более 1000 г, а мяса – примерно 10-50 г. Что же касается евреев, то там, разумеется, ситуация была еще хуже. Во-первых, продукты питания они получали только в случае их наличия, то есть если другие съедят не так много. Во-вторых, получали они все в гораздо меньших порциях: евреям разрешали подкрепиться тем количеством пищи, которая предназначалась в случае нееврейского населения детям до 14 лет. Если учесть тот факт, что почти все евреи в ровенском гетто физически работали, то выделяемая им пища была капелькой в море, которой катастрофически не хватало.
Так же, как и не хватало места. Ведь общим признаком всех гетто, не только ровенского, была их перенаселенность, что не могло не сказаться на санитарном состоянии районов, где держали евреев. Доходило даже до вспышек инфекционных заболеваний. Так, в домах ровенского гетто были зарегистрированы случаи сыпного и брюшного тифов, трахомы, дифтерита, малярии и сифилиса. Со временем даже сами немцы поняли, что до добра подобное не доведет, поэтому стали проводить санитарные и эпидемиологические обследования.
Но это им не нравилось, в отличие от издевательств над евреями. Так что фашисты придумывали много сюрпризов — приятных для себя и надужасных для жителей гетто. В частности, как говорится в одном из тематических исследований, нацисты заставляли евреев убирать в синагоге в лютые морозы, не оставляя им никакого топлива, чтобы можно было растопить печь и хоть немного согреться. Холодно было настолько, что у женщин, которые мыли пол, кожа рук чуть не примерзала к тряпкам. Чтобы не умереть, евреям приходилось поддерживать огонь с помощью бумаги из валявшихся на полу еврейских молитвенников. А еще – немцы приветствовали насилие, если это касалось представителей еврейского народа. Женщин массово насиловали, мужчина — избивали, бывало, что до смерти.
Ликвидация ровенского гетто

Под понятием ликвидации ровенского гетто кроется история еще одной трагедии еврейского народа, ведь ликвидировали не район, где проживали люди, ликвидировали самих людей. В ночь с 13 на 14 июля 1942 г. около 5 000 ровенских евреев вагонами вывезли в Костополь. Там их и расстреляли. И сделали это только потому, что родились они не немцами, а родились они евреями.
Вот она трагедия как она есть.