Вторник, 17 февраля, 2026

Девушки, которые очень много знали: деятельность в Ровно в годы немецкой оккупации разведчиц Лисовской и Микоты

«Как можно убить такую ​​птичку?» — сказал сам себе советский офицер, завернул ее голову в шинель и выстрелил в висок. Так же судьба постигла и ее сестру-подпольщицу. Речь идет о двух сестрах-разведчицах из советской разведгруппы Лидии Лисовской и Марии Микоте. В годы германской оккупации Ровно эти девушки добывали ценную информацию, общаясь с высокопоставленными представителями оккупационной администрации. Одной из них – Марии Микоте, приписывают получение ценной информации о подготовке немецкими спецслужбами покушения на лидеров стран-участниц Тегеранской конференции, пишет yes-rivne.com.ua.

Деятельность сестер-разведчиц в Ровно окутана многими выдумками, тайнами и противоречиями. Противоречивыми были и фигуры самих Лидии и Марии. Подробнее о них и их деятельности читайте в материале.

Лидия Лисовская – что о ней известно

Многие источники утверждают, что Лидия Лисовская (девичья фамилия – Демчинская) родилась в Ровно в 1910 году. Училась сначала в частной русской гимназии, а затем в Варшавском балетном училище и консерватории.

Современники описывали Лидию как невероятной красоты женщину со стройной спортивной фигурой, голубыми глазами, нежными чертами лица и длинными волосами, цвета спелой ржи. Хорошо танцевала, имела музыкальные способности и благородные манеры, а еще у Лидии Демчинской всегда было много поклонников.

Первый раз вышла замуж в 1936 году за польского адвоката, однако мужчина спустя год умер. Безуспешно Лидия пыталась построить певческую и балетную карьеру. Однажды Лидия вместе с несколькими девушками актрисами получила предложение от одного импрессарио попробовать себя в кино. Девушек уверяли, что их ждут в Голливуде и даже выдали половину аванса. Однако по дороге в поезде девушки узнали, что после посадки на корабль их повезут на Ближний Восток, где отдадут в бордель. Итак, когда поезд сделал остановку в Берлине – Лидия решила бежать. Да и к тому времени барышня уже успела потратить часть своего аванса на красивую одежду, ведь жить любила на широкую ногу.

Опасаясь, что ее будут искать бандиты, Лидия принимает решение отправиться в небольшой город Костополь близ Ровно. В Костополе в Лидии Демчинской проживала родня, в частности ее двоюродная сестра Мария Микота, речь о которой пойдет немного позже.

Появление красавицы-балерины в провинциальном городке Костополь не осталось незамеченным. Местные жительницы с восхищением и завистью смотрели на Лидию.

Историк и краевед Александр Намозов в разговоре с журналистами интернет-издания «Факты» утверждал, что в Костополе за Лисовской ухаживал Вольф Эйдельштейн – отец одиозного российского политика, украинофоба Владимира Жириновского. В межвоенные годы семья Эйдельштейнов была одной из самых богатых в Ровенской области. Отец Вольфа – Ицхак Айзик Эйдельштейн владел в Костополе фанерным заводом, продукция которого была известна во всей тогдашней Польше.

Эйдельштейн-старший, являвшийся ортодоксальным евреем, запретил своему сыну жениться на Лидии. Тот подчинился воле отца, однако известно, что Вольф оказывал материальную помощь красавице родом из Ровно.

В 1938 году Лидия влюбляется и выходит замуж за польского офицера Ежи Лисовского. Ради венчания с польским офицером Лидия перешла в католицизм и взяла имя Леокадия, а также мужское фамилию – Лисовская.

До начала Второй мировой войны супруги жили в Польше. Здесь Лисовская научилась умело стрелять, фехтовать и ездить верхом на лошадях.

После нападения гитлеровской Германии на Польшу муж Лисовской попал в плен. По некоторым данным, мужчина Лидии не выжил, по другим – ему удалось спастись и уехать после окончания войны в Канаду.

Сама же Лидия Лисовская после начала Второй мировой войны перебралась во Львов, а затем переехала в родной Ровно, которое со второй половины сентября 1939 года было оккупировано советской властью.

Мария Микота – двоюродная сестра Лидии

Двоюродная сестра Лидии Лисовской – Мария Микота была родом из Костополя. Родилась в 1924 году. Вторая мировая война застала девушку в родном городе. 17-летней Марию чуть не отправили в Германию на принудительную работу – юную костопольчанку спасла ее сестра Лидия. Лисовская тогда работала старшей официанткой в ​​ресторане «Дойчегофф» и буквально сняла с поезда Марию, когда тот совершил остановку в Ровно.

После этого Лидия устроила Марию работать буфетчицей в поезде Харьков-Берлин, однако после того, как девушку там изнасиловали, она уволилась. Далее Марию ждала новая работа – в ровенском ресторане «Дойче хаус», которую она нашла тоже благодаря усилиям сестры Лидии. А потом костопольчанка начала работать на советскую разведку.

Деятельность сестер-разведчиц в оккупированном Ровно

Лисовская и Микота считались помощницами советского диверсанта, агента НКВД Николая Кузнецова, который в годы германской оккупации занимался в Ровно ликвидацией представителей оккупационной администрации. В оккупированном Ровно главной задачей Кузнецова была ликвидация гитлеровского гауляйтера, рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Правда, эту задачу Кузнецов провалил.

По некоторым источникам Лидия Лисовская откровенно недолюбливала Кузнецова, который по многочисленным преданиям и легендам, якобы пользовался большой популярностью среди женщин. По другим данным, Лисовская и Кузнецов крутили роман. Подтвердить или опровергнуть это уже невозможно, однако правдив тот факт, что Лисовская сотрудничала с НКВДистами, в частности, с отрядом советских диверсантов под названием «Победители». Работала под агентурными псевдонимами «Веселовская» и «Лик».

В конце 1942 года Лисовская работала в казино, где частыми гостями были немецкие офицеры. Кроме этого, Лидия сдавала комнату в своей квартире немецким офицерам. Тесное общение Лисовской с немецкими воинами и чиновниками не могло не заинтересовать действовавших в Ровно советских диверсантов. Они вышли на жительницу, и согласилась сотрудничать с НКВД и стала одной из помощниц вышеупомянутого Кузнецова.

Лисовская заводила знакомства и крутила романы с высокопоставленными германскими офицерами и чиновниками. У своих любовников красавица-равнянка часто узнавала ценную информацию, которую потом передавала Кузнецову. Ради одной из спецзадач советских диверсантов Лисовская устроилась работать экономкой и закрутила роман с немецким генералом, командующим резервными войсками гитлеровцев Максом Ильгеном. Информация, которую Лидия предоставила диверсантам, позволила им выполнить задачу похищения гитлеровского генерала.

Однако самым известным местом работы Лисовской в ​​годы германской оккупации был ресторан «Дойчегофф», находившийся в районе современной театральной площади. Работая старшей официанткой, Лисовская узнала немало ценной информации от немецких офицеров, которую передавала чекистам, чтобы те знали о дальнейших действиях гитлеровцев.

Лисовская также вовлекла в сотрудничество с НКВД свою двоюродную сестру Марию Микоту. Став разведчицей, Микота закрутила роман со штурмбанфюрер Ульрихом фон Ортелем, руководившим в оккупированном Ровно центром подготовки диверсантов – учреждение работало под видом частной стоматологической клиники.

Однажды немецкий военачальник сообщил своей молодой любовнице о командировке и пообещал привезти ей персидский ковер. Мария рассказала этот разговор своей сестре, а та в свою очередь передала информацию чекистам. Считается, что благодаря информации, которую узнала Микота (работала под псевдонимами «Майя» и «Фарфоровая кукла»), советская разведка узнала о подготовке покушения нацистами на лидеров стран «Большой Тройки» Рузвельта, Черчилля и Сталина. Их встреча должна была состояться в Тегеране в конце 1943 года.

По другим же данным, никакого покушения на участников тегеранской конференции не планировалось. По всей вероятности, это была выдумка советской историографии, чтобы приписать разведчику Красной армии Кузнецову как можно больше «успехов». Ведь получение информации о подготовке немецкой разведкой покушения на Рузвельта, Сталина и Черчилля Кузнецов приписал себе. О том, что получила эту и многое другое Мария Микота, было известно лишь узкому кругу исследователей.

Есть информация, что Лидия и Мария были двойными агентами. В Ровно девушек пытались завербовать агенты нацистской службы безопасности – СД. Советские диверсанты, якобы, уговорили разведчиц сотрудничать с нацистскими спецслужбами, чтобы те разведывали важную для них информацию.

Гибель разведчиц

После освобождения Ровенщины от немецких захватчиков Лисовская и Микота перебрались на время во Львов. Во Львове девушкам сообщили, что они награждены орденами за деятельность в тылу врага. Для вручения наград сестрам нужно было приехать в Ровно.

В сопровождении сотрудников НКВД разведчицы отправились к месту назначения. Однако вблизи Острога автомобиль повернул в сторону Хмельнитчины. Машина притормозила возле села Каменка, Хмельницкой области. Вскоре раздались выстрелы – Лисовская и Микота были убиты, а автомобиль с чекистами направился дальше.

Советская историография говорит, что разведчицы погибли «при загадочных обстоятельствах» и пыталась приписать убийство сестер агентам гестапо или украинским подпольщикам. Однако современные украинские историки с уверенностью говорят, что Лидию и Марию убили свои же, то есть чекисты. В частности, это утверждает уже упоминавшийся историк Александр Намозов. Девушки слишком многое знали, а таких людей чекисты Сталина не оставляли в живых.

Одно время в Ровно одна из улиц именовалась именем Лидии Лисовской. Однако в рамках декоммунизации в 2017 году улица была переименована. Данное решение было обосновано тем, что Лисовская взаимодействовала с отрядом советских диверсантов под названием «Победители», который вел бои с частями Украинской повстанческой армии и устраивал провокации против Организации украинских националистов.

.......