Четверг, 28 марта, 2024

«Джинса» перед выборами по-ровенски: самые громкие скандалы с «заказными» статьями

Традиционная уже ситуация перед выборами в Украине (да и не только в Украине) — это множество заказных статей на политиков, которые начинают массово появляться в интернет-изданиях и печатных изданиях с приближением избирательного процесса, пишет сайт yes-rivne.com.ua.

Кое-где в Украине такой джинсы появляется больше, а иногда меньше, однако такая ситуация уже стала совершенно нормальной картиной для наших городов накануне выборов и украинцы уже совершенно спокойно реагируют на такие вещи. Однако время все же возникают скандальные ситуации с джинсой, и почему-то очень часто их фиксируют именно на Ровенщине. Если быть точными, то только перед выборами в далеком 2008-м насчитали 173 заказных материалы (из них часть — коммерческих).

(Не) скрытая политическая реклама в Ровно: дальний 2008-й и кандидат Владимир Хомко

Как бы мы не относились критически к современным изданиям, но джинсу не всегда удается заметить с первого взгляда. Тем не менее, ровенские чиновники накануне выборов за пост городского головы очень часто «ярко» выделялись своими заказными материалами в сети.

Так, большой скандал вокруг местных выборов и джинсы в газетах возник в 2008 году, когда журналисты одного из ровенских изданий обратились с жалобами о том, что их буквально заставляют публиковать заказные материалы на одного из кандидатов на должность городского головы. Помните, кого из местных чиновников касался этот скандал и кто оказался в центре событий? Конечно же, городской голова Владимир Хомко, который, стоит заметить, за много лет в должности городского головы неоднократно попадал в скандальные ситуации.

Ситуация тогда сложилась довольно неоднозначная, ведь журналисты местного издания жаловались на то, что их заставляют писать такие материалы. Руководство же издания отрицало информацию и утверждало, что просто в разных форматах освещает деятельность Владимира Хомка и доносит жителям Ровно информацию о том, что делает Хомко в Ровно.

В общем, чтобы не быть голословными, отметим, что тогда эксперты насчитали несколько десятков таких материалов.

Следующие «джинсовые звезды» в Ровно — Юрий Собчук и Николай Сорока 

2008 действительно выдался довольно богатым и насыщенным джинсу в Ровно — Институт массовой информации обнародовал интересные данные о ровенской джинсе. Тогда и «разоблачили» еще одно ривненское издание, которое буквально «кишело» джинсой, однако уже на другого кандидата, который тоже боролся в предвыборных гонках.

Тогда крупнейшим заказчиком джинсы Институт массовой информации назвал штаб Юрия Собчука, еще одного кандидата в ровенские мэры. Даже было осуществлено точный подсчет заказных статей на этого кандидата — их Институт массовой информации насчитал аж 27 заказных материалов, и причем — не в одном, а сразу в трех популярных средствах массовой информации в Ровно.

Еще один кандидат на должность городского головы в выборах 2008 года — Николай Сорока — и еще одна «джинсовая звезда» Ровно в тех выборах. Штаб этого кандидата тоже заказывал неоднократно статьи на Николая Сороку — эксперты насчитали 19 заказных материалов с явными нарушениями стандартов актуальности, значимости и сбалансированности. Размещались эти материалы тоже в нескольких сразу изданиях.

Но возмущение и анализы экспертов тогда дали свой результат — буквально с середины ноября (выборы тогда были запланированы на 30 ноября) в местных изданиях начали появляться отметки «политическая реклама». Однако далеко не все издания встали на путь и один из древнейших ровенских СМИ и дальше злоупотребляло доверием своих читателей, о чем впоследствии написали в «Детектор медиа». Связывают эксперты такую ​​ситуацию с различными факторами, а некоторые считают, что такая ситуация сложилась из-за низкого профессионализма журналистов региональных изданий.

10 лет спустя в Ровно: что изменилось с джинсой?

Сделаем шаг вперед, чтобы увидеть, изменилась ли ситуация с джинсой в политической жизни Ровно. Что изменилось уже через 10 лет после насыщенного на джинсу 2008 года и можно ли было наблюдать положительные сдвиги с джинсой в СМИ в 2018-2019-х годах — читайте ниже.

Да, ситуация вроде бы улучшилась — до такой откровенной джинсы в материалах уже не наблюдалось, однако все равно эксперты продолжали фиксировать ситуацию с заказными материалами. Специалисты отметили, что во время выборов в народные депутаты целый ряд политиков занималась фальсификацией рейтингов, а местные ровенские СМИ помогали им в этом, публикуя эти материалы, выдавая их за новости.

Если не быть голословными, то такую ​​ситуацию эксперты заметили с кандидатами в народные депутаты Алексеем Муляренко и Олегом Осуховским. Тогда была даже довольно комичная ситуация, которую жители могли заметить невооруженным глазом, когда почти одновременно несколько местных изданий публиковали материалы о высоких рейтингах сразу нескольких кандидатов. Такое можно было наблюдать в материалах конца июня 2019-му году.

Без скандалов тогда не обошлось, ведь юристы проекта «Тисни» подготовили заявление и обратились в полицию и тогда наказание постигла одну из редакторок популярного местного издания — на нее составили административный протокол. Правда, суд не признал ее вины и дело в том закрыли.

К слову, тогда журналисты одного из СМИ попытались провести собственный эксперимент и обратились к 21 изданию с просьбой опубликовать такую ​​джинсу. Результат остался очень досадным — 19 из 21 издания согласились на публикацию заказных материалов.

На то она и джинса, чтобы ее не маркировали в Ровно…

Конечно, в наши дни ситуация уже не столь откровенно кричащая с джинсой, однако она все равно остается неутешительной и ничем не лучше от событий десятилетней давности. Эксперты разводят руками — что тут сделаешь? — джинса пользуется спросом не только во всеукраинских изданиях, но и в региональной прессе, и не воспользоваться шансом использовать джинсу в «золотое» предвыборное время для журналистов — значит потерять местную «популярность» среди политиков и соответственно лишить себя неплохих гонораров. Поэтому искоренить это, пожалуй, нам не удастся никак.

А дальше — будет…

.,.,.,.